“В век угрозы ядерной войны, кровопролитных локальных войн, противостояния сверхдержав и многочисленных крупных организаций, определяющих судьбы всего человечества, люди начинают заниматься каратэ-до для сохранения в какой-то мере достоинства одного человека, надеясь обрести силу”. © Масутацу Ояма
История стиля Киокушинкай каратэ
Стиль Киокушинкай каратэ создан корейцем японского происхождения Оямой Масутацу после второй мировой войны на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Шотокан и корейских систем рукопашного боя.
Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо.
В 1954 году было открыто первое додзё Киокушинкай, что и считается началом школы Киокушинкай Будо Каратэ. В переводе Киокушинкай означает “Общество абсолютной истины””. Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.
Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию “ядра” школы, где ограниченное количество ближайших учеников (учи-дэши) проходят “посвящение” в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ.
Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокушин – это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.
В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного трюки, поединки с животными.
Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов:
1) Базовая техника Кихон: изучение стоек, перемещений, ударов, блоков, комбинаций (рэнраку), формальных упражнений (ката);
2) Поэтапное освоение свободного боя (кумитэ), в том числе санбон-кумитэ. Базовый спарринг на развитие технических навыков, непрерывный спарринг, направленный на развитие автоматизма и специальной выносливости, мягкие спарринги, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно;
3) Специальная боевая подготовка, изучение различных видов оружия и подручных средств;
4) Подготовка к специальным тестам на разбивание предметов (тамэшивари), закалка ударных поверхностей. Причем тамэшивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю и направить их на преодоление психологического барьера, возникающего у адепта при разбивании (страх получить травму, нерешительность и пр.);
5) Освоение формальных упражнений. Ояма подчеркивает важность изучения ката и утверждает, что 50% времени тренировок должно быть посвящено изучению ката.
Соревновательные поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.
Стиль Киокушинкай, организационно, не входит ни в какие другие союзы каратэ-до. Хонбу, головная организация Международной Организации каратэ Киокушинкайкан (IKO), находится в Токио, где проводятся сезонные сборы лучших учеников.
Международная организация каратэ Киокушинкайкан, самая многочисленная из всех ветвей Киокушина, проводит соревнования различных уровней, в том числе и чемпионаты мира. В настоящее время этим стилем занимаются порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!
Основатель стиля – Масутацу Ояма (Masutatsu Oyama)
Ояма Масутацу (27.07.1923-26.04.1994) – “Божественная рука”, легенда современного каратэ. Основатель Киокушинкай.
Родился в Корее в 1923 году. Окончил среднюю школу в Сеуле. В 1938 году, когда ему было 15 лет, он уехал в Японию, где в 1941 году поступил в токийский университет Такусеку. Там он изучал каратэ под руководством Фунакоси Йоситаки, и вскоре получил 2 дан. В 1943 году он прерывает свою учебу в университете и вступает в армию, где продолжает заниматься каратэ, но теперь это уже Годзю-Рю. К концу войны Ояма имеет уже 4 дан. В 1947 году Ояма побеждает на турнире по каратэ и с этого момента полностью посвящает себя каратэ. В 1948 году он уединяется в горах, посвятив себя жизни отшельника.
По возвращении в мир в 1949 году Ояма с целью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 таких боя и в 3-х из них убил быка ударами кулаков. Благодаря активности СМИ и кинокомпаний Ояма стал известен всей Японии.
В 50-е годы Ояму часто можно было застать в додзе Годзюкан в токийском районе Асакуса, где после войны обосновался легендарный “Кот” Гоген Ямагучи. В 1956 году состоялись показательные выступления и демонстрационная схватка между Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагучи Гогэном, организованные газетой “Токе майсэки симбун” (“Токийская ежедневная вечерняя газета”), а двумя годами раньше Ямагучи присвоил Ояме 7 дан Годзю-рю и звание кёши.
Начиная с 1952 года Ояма для развития своей концепции новой школы каратэ совершает целый ряд международных турне, произведя настоящий фурор на Западе. Он ломает толстенные доски и камни, крошит черепицу и ломает рога быкам, словом, потрясает воображение зрителей.
Благодаря своему ошеломительному успеху, по возвращении на родину в 1954 году, Ояма открывает свое первое додзе, которое превращается в настоящую Мекку для бойцов со всей страны. Их привлекает как личность мастера, так и поистине революционный подход к каратэ, как будо-искусству. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, впоследствии составили славу Киокушин, став блестящими мастерами. В их тренировках и спаррингах родился стиль Киокушин. Однако в 50-х годах самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто ‘каратэ Оямы”. С тех самых пор Киокушинкай становится одним из крупнейших стилей каратэ.
Сам Ояма обучал каратэ тысячи человек, но лишь единицы могут похвастаться, что видели своими глазами, как он спарринговал. Дело в том, что в 1956 году Ояма получил тяжелую травму колена, и после этого всерьез уже практически никогда не дрался. Поэтому описать его боевой стиль могут лишь те ученики, кто пришел к нему в небольшой промежуток между 1954 и 1956 годами. В 1963 году Ояма строит штаб-квартиру (Хонбу) своей школы каратэ, которая в 1964 году получает официальное название Киокушинкайкан – Дворец общества абсолютной истины. В 1966 году небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры принимает вызов, брошенный представителями тайландского бокса, и в матче с сильнейшими бойцами муай-тай в Бангкоке одерживает победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ. С 1969 года, когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, начинается спортивное развитие стиля Киокушин. В дальнейшем подобные чемпионаты стали проходить ежегодно, а в 1975 году состоялся Первый Открытый Чемпионат мира по каратэ Киокушинкай. До самых последних дней своей жизни Ояма проводил тренировки в Хонбу, являя собой яркий пример истинного мастера Будо.
Философия стиля Киокушинкай каратэ
В системе “Киокушинкай каратэ” существует своя философия, воплощенная в базовых символах и понятиях. Главные из них – Додзёкун, Канка и Канджи Киокушинкай Каратэ.
Додзёкун – это клятва каратиста, определенный свод правил поведения спортсмена как в Додзё, так и в обществе. Клятва Додзёкун написана Сосаем Масутацу Ояма и Эйджи Йошикава, автором знаменитой повести о жизни и подвигах величайшего бойца Японии на мечах – Миямото Мусаси. В Японии Масутацу Ояма часто называют Миямото Мусаси 20-го века, и именно эта повесть Йошикавы вдохновила Сосая на уединение и тренировки в горах. А Додзёкун воплотил в себе всё самые важные наставления, которые должен постичь каждый боец Киокушинкай Каратэ
Додзёкун:
1) Мы будем тренировать наши сердца и тела
для достижения твердого непоколебимого духа.
2) Мы будем следовать истинному смыслу воинского пути,
чтобы наши чувства все время были наготове.
3) С истинным рвением мы будем стремиться
культивировать дух самоотрицания.
4) Мы будем соблюдать правила этикета,
уважать старших и воздерживаться от насилия.
5) Мы будем следовать нашим религиозным принципам
и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
6) Мы будем стремиться к мудрости и силе,
не ведая других желаний.
7) Всю нашу жизнь, через изучение каратэ, мы будем стремиться
выполнить истинное предназначение пути Киокушинкай.
Значение Додзекун:
Человек, занимающийся Киокушинкай каратэ, тренирует не только свое тело, но и свое «сердце» – внутренний мир, достигая духовного совершенствования.
Истинный смысл воинского пути не означает, что надо всем показывать свою силу, путь воина заключается в том, чтобы помогать слабым, защищать справедливость. Настоящий воин всегда готов к бою, но вступает в него только в случае необходимости.
Всеми своими силами и возможностями мы будем стремиться превзойти свою боль, усталость и страх.
Занимающийся Киокушинкай каратэ должен соблюдать правила этикета, уважать старших и применять боевое искусство только для самозащиты.
Человек, занимающийся Киокушинкай каратэ, уважает любую веру. Никогда не хвастается тем, что он сильнее других.
Человек должен в себе развивать мудрость и силу.
Человек, вставший на путь Киокушинкай, должен следовать в течение всей своей жизнь одной цели: совершенствовать себя духовно и физически.
Символ Канку создан самим Масутацу Оямой и заключает в своей символической форме глубокий смысл замкнутого круга бесконечного пути самосовершенствования, от белого пояса новичка к черному поясу мастера, от черного пояса мастерства к выбеленному поясу мудрости, и так до бесконечности, через обретение силы и преодоление вершин испытаний. Хорошо иллюстрирует значение канку ката “Канку”. В этом ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключён в нём, что обозначает текучесть и круговое движение. При жизни основателя Киокушинкай Масутацу Оямы канку являлась символом Международной Организации Киокушинкайкан и ассоциировалось с самим стилем Киокушинкай.
Иероглифический символ Киокушинкай. Как правило, канджи “Киокушинкай” изображаются в каллиграфическом исполнении. Наиболее часто встречаемый перевод иероглифов “Киокушинкай” – “Союз абсолютной истины”. Слово “Киокушинкай” состоит из трёх иероглифов:
極 – кёку
(яп., предел, полюс);
真 – шин
(яп., правда,
действительность,
реальность, истина);
会 – кай
(яп., организация,
общество, союз).